Случайные встречи
Новый спектакль театра имени Комиссаржевской
Теме доверия к человеку посвящена пьеса молодого ленинградского драматурга Р.Назарова "Случайные встречи". Автор показывает в ней судьбу шофера, однажды совершившего кражу, понесшего за это заслуженное наказание и нашедшего снова свое место в жизни, после того как ему было оказано большое человеческое доверие.
Но, несмотря на одаренность автора, искренность его интонаций, верность жизненных наблюдений, пьеса не лишена недостатков. Театру пришлось провести с автором большую работу. В результате устранилась некоторая композиционная рыхлость пьесы. В частных, "случайных" встречах, на которых она строится, глубже вскрылись типические приметы нашей жизни. Произведение сделалось более стройным. Пьеса обрела жанр - жанр комедии.
Режиссер И. Владимиров решает спектакль четко, в едином ключе. Он находит своеобразный лирико-комедийный прием, словно камертоном выверяя им звучание каждой сцены и тем самым как бы нанизывая все их на крепкий стержень. Душевная, веселая, умная, а иногда и ироническая улыбка присутствует в трактовке образов и перипетий. Режиссер создает спектакль светлый, лирический и мажорный. Комизм в постановке рождается столкновением несхожих человеческих характеров, и прежде всего характеров главных действующих лиц - Веры и Федор.
Роль веры в исполнении артистки А.Фрейндлих становится центральной в спектакле. Хрупкая шестнадцатилетняя девушка со светлыми волосами, лукавыми глазами и забавной "модной" челочкой на лбу приезжает в глухой поселок к брату, чтобы начать самостоятельную жизнь. Незнакомый, заросший щетиной человек предлагает ей помочь донести чемоданы. Вера - А. Фрейндлих не выказывает к нему ни малейшего недоверия. Полная любви к людям, необыкновенной душевной чистоты и щедрости, она радуется встрече с "попутчиком". Даже когда он неожиданно исчезает в лесу, унося ее чемоданы, она бегом догоняет его, ничуть не подозревая в краже. Смешно вздергивая плечами, сердясь на то, что он так быстро шел. Она трогательно уговаривает его поделиться тяжелой ношей.
Чувствуя озлобленность Федора, она сует ему папиросы, приготовленные для брата, и поет своим звенящим чистым голосом песенку о медведях. А когда видит, как жадно он ест, догадавшись, что с ним случилась какая-то беда, просто и ласково уговаривает сказать ей всю правду, чтобы вместе придумать, что делать.
Комедийность и лиризм неразделимы в игре А. Фрейндлих. Все, что актриса делает на сцене, она делает легко, с юмором, открыто, с неподражаемой непосредственностью. И за всем этим выступает тема большого человеческого доверия - центральная тема спектакля.
Медленно оттаивает под благотворным влиянием Веры ожесточенное сердце Федора. Образ Федора со сдержанной силой и темпераментом исполняет дебютирующий в театре Р.Петров. Молодой актер точно доносит скрытый в психологический подтекст роли. Правдиво передает он нравственное пробуждение своего героя. Шаг за шагом под маской внешней грубости, отчужденности возникает в Федоре подлинно человеческое. На его угрюмом, обросшем лице все чаще мелькает улыбка, оно меняется, теплеет; когда Вера не застает уехавшего из поселка брата, а Федор идет просить для нее пристанища у Клавы, своей бывшей невесты, это выглядит вполне естественно и убедительно.
Клава, которую мягко и сдержанно играет артистка Д. Садовникова, по-человечески просто откликается на его несчастье. Она старается сломить упорство мужа, начальника стройки, отказывающегося принять Федора на работу. В поединке Клавы с этим равнодушным человеком звучит основная мысль спектакля: Федор, на всю жизнь получивший урок, имеет право жить и работать сегодня, завтра. Неожиданно узнав всю правду о Федоре, еще горячее рвется помочь ему Вера. Картина в сквере - одна из самых сильных в спектакле. Потрясенная девушка торопливо вынимает свой шестисотрублевый "капитал» (выигранный на облигацию) и быстро делит его поровну. Она ловит уходящего Федора, который отказывается от денег. Она уговаривает его тепло, почти нежно, очень просто. Этот момент оказывается для него как бы переломным. Он появится перед зрителем уже рабочим человеком, "вкалывающим" на уборке помидоров в совхозе и нетерпеливо ожидающим, когда похваливший его директор получит новые грузовики и даст один из них ему, в прошлом шоферу.
Наиболее характерна для режиссерского приема раскрытия всего спектакля сцена сна Веры. Эта, по существу поэтическая сцена, все-таки решена комедийно.
В зеленовато-синем освещении, на фантастическом обрыве, в луче прожектора, одетая в белое, Вера говорит с Федором. Ее лицо вдруг озаряется особенным внутренним светом, становясь одухотворенным и нежным. Это же неуловимое выражение мелькает на лице Веры и в сцене прощания с Федором, "прилетевшим" на вокзал, чтобы с первой получки вернуть ей долг. Не зародилась ли в душе юной девушки любовь к неплохому, по существу, человеку? И как поступит Федор, которому пока не до нежных чувств?
Прямого ответа на этот вопрос спектакль не дает. Он заканчивается духовным возрождением Федора.
Толчком к внутреннему перерождению героя послужило, главным образом, его столкновение, встреча с Верой. И очень хорошо, что Вера раскрыта в спектакле не просто как наивная, чистая молоденькая девушка, но как обобщенный образ нашей современницы человека, воспитанного нашим строем с его высокими идеалами гуманизма, человечности.
Менее удачны сатирические персонажи. Образ парикмахерши Фаечки (Л. Белая) трактуется излишне карикатурно. Несколько смягчить следовало бы и роль тети Глаши, которую исполняет одаренная, опытная актриса М.Самойлова.
Нужная мера гротеска найдена в решении образа Синяева (И. Домбек), Нюрки, которую сочно и озорно исполняет дебютирующая в спектакле С. Карпинская, дежурного по станции (А. Костричкин).
Целостному режиссерскому замыслу подчинено оформление (художник А.Мелков) и музыка (композитор М.Табачников), органично вошедшие в хороший лирико-комедийный спектакль.
Автор Н. Песочинская
"Ленинградская правда" 6 января 1961 г.
Новый спектакль театра имени Комиссаржевской
Теме доверия к человеку посвящена пьеса молодого ленинградского драматурга Р.Назарова "Случайные встречи". Автор показывает в ней судьбу шофера, однажды совершившего кражу, понесшего за это заслуженное наказание и нашедшего снова свое место в жизни, после того как ему было оказано большое человеческое доверие.
Но, несмотря на одаренность автора, искренность его интонаций, верность жизненных наблюдений, пьеса не лишена недостатков. Театру пришлось провести с автором большую работу. В результате устранилась некоторая композиционная рыхлость пьесы. В частных, "случайных" встречах, на которых она строится, глубже вскрылись типические приметы нашей жизни. Произведение сделалось более стройным. Пьеса обрела жанр - жанр комедии.
Режиссер И. Владимиров решает спектакль четко, в едином ключе. Он находит своеобразный лирико-комедийный прием, словно камертоном выверяя им звучание каждой сцены и тем самым как бы нанизывая все их на крепкий стержень. Душевная, веселая, умная, а иногда и ироническая улыбка присутствует в трактовке образов и перипетий. Режиссер создает спектакль светлый, лирический и мажорный. Комизм в постановке рождается столкновением несхожих человеческих характеров, и прежде всего характеров главных действующих лиц - Веры и Федор.
Роль веры в исполнении артистки А.Фрейндлих становится центральной в спектакле. Хрупкая шестнадцатилетняя девушка со светлыми волосами, лукавыми глазами и забавной "модной" челочкой на лбу приезжает в глухой поселок к брату, чтобы начать самостоятельную жизнь. Незнакомый, заросший щетиной человек предлагает ей помочь донести чемоданы. Вера - А. Фрейндлих не выказывает к нему ни малейшего недоверия. Полная любви к людям, необыкновенной душевной чистоты и щедрости, она радуется встрече с "попутчиком". Даже когда он неожиданно исчезает в лесу, унося ее чемоданы, она бегом догоняет его, ничуть не подозревая в краже. Смешно вздергивая плечами, сердясь на то, что он так быстро шел. Она трогательно уговаривает его поделиться тяжелой ношей.
Чувствуя озлобленность Федора, она сует ему папиросы, приготовленные для брата, и поет своим звенящим чистым голосом песенку о медведях. А когда видит, как жадно он ест, догадавшись, что с ним случилась какая-то беда, просто и ласково уговаривает сказать ей всю правду, чтобы вместе придумать, что делать.
Комедийность и лиризм неразделимы в игре А. Фрейндлих. Все, что актриса делает на сцене, она делает легко, с юмором, открыто, с неподражаемой непосредственностью. И за всем этим выступает тема большого человеческого доверия - центральная тема спектакля.
Медленно оттаивает под благотворным влиянием Веры ожесточенное сердце Федора. Образ Федора со сдержанной силой и темпераментом исполняет дебютирующий в театре Р.Петров. Молодой актер точно доносит скрытый в психологический подтекст роли. Правдиво передает он нравственное пробуждение своего героя. Шаг за шагом под маской внешней грубости, отчужденности возникает в Федоре подлинно человеческое. На его угрюмом, обросшем лице все чаще мелькает улыбка, оно меняется, теплеет; когда Вера не застает уехавшего из поселка брата, а Федор идет просить для нее пристанища у Клавы, своей бывшей невесты, это выглядит вполне естественно и убедительно.
Клава, которую мягко и сдержанно играет артистка Д. Садовникова, по-человечески просто откликается на его несчастье. Она старается сломить упорство мужа, начальника стройки, отказывающегося принять Федора на работу. В поединке Клавы с этим равнодушным человеком звучит основная мысль спектакля: Федор, на всю жизнь получивший урок, имеет право жить и работать сегодня, завтра. Неожиданно узнав всю правду о Федоре, еще горячее рвется помочь ему Вера. Картина в сквере - одна из самых сильных в спектакле. Потрясенная девушка торопливо вынимает свой шестисотрублевый "капитал» (выигранный на облигацию) и быстро делит его поровну. Она ловит уходящего Федора, который отказывается от денег. Она уговаривает его тепло, почти нежно, очень просто. Этот момент оказывается для него как бы переломным. Он появится перед зрителем уже рабочим человеком, "вкалывающим" на уборке помидоров в совхозе и нетерпеливо ожидающим, когда похваливший его директор получит новые грузовики и даст один из них ему, в прошлом шоферу.
Наиболее характерна для режиссерского приема раскрытия всего спектакля сцена сна Веры. Эта, по существу поэтическая сцена, все-таки решена комедийно.
В зеленовато-синем освещении, на фантастическом обрыве, в луче прожектора, одетая в белое, Вера говорит с Федором. Ее лицо вдруг озаряется особенным внутренним светом, становясь одухотворенным и нежным. Это же неуловимое выражение мелькает на лице Веры и в сцене прощания с Федором, "прилетевшим" на вокзал, чтобы с первой получки вернуть ей долг. Не зародилась ли в душе юной девушки любовь к неплохому, по существу, человеку? И как поступит Федор, которому пока не до нежных чувств?
Прямого ответа на этот вопрос спектакль не дает. Он заканчивается духовным возрождением Федора.
Толчком к внутреннему перерождению героя послужило, главным образом, его столкновение, встреча с Верой. И очень хорошо, что Вера раскрыта в спектакле не просто как наивная, чистая молоденькая девушка, но как обобщенный образ нашей современницы человека, воспитанного нашим строем с его высокими идеалами гуманизма, человечности.
Менее удачны сатирические персонажи. Образ парикмахерши Фаечки (Л. Белая) трактуется излишне карикатурно. Несколько смягчить следовало бы и роль тети Глаши, которую исполняет одаренная, опытная актриса М.Самойлова.
Нужная мера гротеска найдена в решении образа Синяева (И. Домбек), Нюрки, которую сочно и озорно исполняет дебютирующая в спектакле С. Карпинская, дежурного по станции (А. Костричкин).
Целостному режиссерскому замыслу подчинено оформление (художник А.Мелков) и музыка (композитор М.Табачников), органично вошедшие в хороший лирико-комедийный спектакль.
Автор Н. Песочинская
"Ленинградская правда" 6 января 1961 г.