Вечер ведет И.С.Козловский. Выступили : З.Г.Дальцев, бас - П.И. Цесевич, И.С.Козловский, арфистка К.Эрдели, Ф. А.Фортунатов…
АЛЬТШУЛЛЕР (эпизодически выступал под сценическими псевд. Альтути, Камский) АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ (03.1870, г. Полоцк Витебской губ. (в некоторых источниках г. Пермь) – 06.1950, г. Москва). Оперный певец (бас-баритон), режиссер и педагог. Заслуженный артист УССР (1923 г.) и РСФСР.
Родился в семье ремесленника. С пяти лет жил в г. Перми. В юности занимался в местном музыкальном кружке, где выступал в концертах (в частн., под аккомпанемент С. П. Дягилева). Первые уроки пения брал у известного педагога Эдуарда Стефановича Кабеллы. В 1888 г., при материальной поддержке перм. общественности, уехал в г. Москву, где обучался пению в Музыкально-драматическом училище (классы Франкетти, А. Барцала, Ю. Махиной), по окончании которого в 1893 г. дебютировал в московской Итальянской опере, где выступал вместе с Л. В. Собиновым. В 1894-1928 гг. пел на оперных сценах городов Астрахани, Баку, Воронежа, Иркутска, Казани, Одессы, Ростова-на-Дону, Саратова, Харькова, неоднократно – Перми и Екатеринбурга (Свердловска). Обладал хорошим голосом приятного тембра, природной музыкальностью. Свободно держался на сцене и был замечательным характерным актером. Лучшими партиями в репертуаре певца считались: Амонасро («Аида» Дж. Верди), Беппо («Фра-Дьяволо» Д. Обера), Бес («Черевички» П. И. Чайковского), Дон Бартоло («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Панталеоне («Каморра» Э. Эспозито), Скула («Князь Игорь» А. П. Бородина). Записывался на грампластинки. Занимался режиссурой, антрепризой. В 1903-1905 гг. входил в число старшин Перм. музыкального кружка. В 1924-1925 гг. главный режиссер оперного театра в г. Свердловске, в 1925-1926 гг. в г. Перми. Позднее преподавал в Харьковском институте музыкальной культуры и Московском музыкальном техникуме им. М. П. Мусоргского. В 1909/1910 гг. держал антрепризу в г. Екатеринбурге. С 1898 г. занимался режиссурой: в 1906 г. в г. Казани, с 1912 г. в городах Екатеринбурге, Перми, Саратове. В 1920-1924 гг. гл. режиссер Харьковского, в сезоне 1924/1925 гг. Свердловского, в 1925/1926 гг. Пермского оперных театров. В числе постановок «Аида» Дж. Верди, «Долина» Э. Д' Альбера, «Жидовка» Ф. Галеви, «Кармен» Ж. Бизе, «Князь Серебряный» П. Н. Триодина, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова. Преподавал в Харьковском институте музыкальной культуры (1926-1928 гг.; профессор, руководитель оперного класса), Московском музыкальном техникуме им. М. П. Мусоргского (1928-1930 гг.). Среди его учеников А. Н. Ульянов (в 1920 и 1925-1926 гг. пел в г. Перми), ставший в дальнейшем педагогом Ленинградской консерватории. Помогал многим молодым музыкантам, в т. ч. дирижеру А. М. Пазовскому и выдающемуся певцу М. О. Рейзену. В 1912-1919 гг. член Совета Всероссийского театрального общества (ВТО), делегат I Всероссийского съезда сценических деятелей. В 1928-1930 гг. заведующий оперным отделом Центропосредрабиса. С 1930 г. суфлер Большого театра. Награжден орденами «Герой Труда» (1923 г.) и «Знак Почета» (1937 г.). По инициативе И. С. Козловского состоялись вечера памяти А. Я. Альтшуллера в Московском Доме актера (6 июня 1951 г.) и в Центральном Доме работников искусств (1970 г.).
АЛЬТШУЛЛЕР (эпизодически выступал под сценическими псевд. Альтути, Камский) АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ (03.1870, г. Полоцк Витебской губ. (в некоторых источниках г. Пермь) – 06.1950, г. Москва). Оперный певец (бас-баритон), режиссер и педагог. Заслуженный артист УССР (1923 г.) и РСФСР.
Родился в семье ремесленника. С пяти лет жил в г. Перми. В юности занимался в местном музыкальном кружке, где выступал в концертах (в частн., под аккомпанемент С. П. Дягилева). Первые уроки пения брал у известного педагога Эдуарда Стефановича Кабеллы. В 1888 г., при материальной поддержке перм. общественности, уехал в г. Москву, где обучался пению в Музыкально-драматическом училище (классы Франкетти, А. Барцала, Ю. Махиной), по окончании которого в 1893 г. дебютировал в московской Итальянской опере, где выступал вместе с Л. В. Собиновым. В 1894-1928 гг. пел на оперных сценах городов Астрахани, Баку, Воронежа, Иркутска, Казани, Одессы, Ростова-на-Дону, Саратова, Харькова, неоднократно – Перми и Екатеринбурга (Свердловска). Обладал хорошим голосом приятного тембра, природной музыкальностью. Свободно держался на сцене и был замечательным характерным актером. Лучшими партиями в репертуаре певца считались: Амонасро («Аида» Дж. Верди), Беппо («Фра-Дьяволо» Д. Обера), Бес («Черевички» П. И. Чайковского), Дон Бартоло («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Панталеоне («Каморра» Э. Эспозито), Скула («Князь Игорь» А. П. Бородина). Записывался на грампластинки. Занимался режиссурой, антрепризой. В 1903-1905 гг. входил в число старшин Перм. музыкального кружка. В 1924-1925 гг. главный режиссер оперного театра в г. Свердловске, в 1925-1926 гг. в г. Перми. Позднее преподавал в Харьковском институте музыкальной культуры и Московском музыкальном техникуме им. М. П. Мусоргского. В 1909/1910 гг. держал антрепризу в г. Екатеринбурге. С 1898 г. занимался режиссурой: в 1906 г. в г. Казани, с 1912 г. в городах Екатеринбурге, Перми, Саратове. В 1920-1924 гг. гл. режиссер Харьковского, в сезоне 1924/1925 гг. Свердловского, в 1925/1926 гг. Пермского оперных театров. В числе постановок «Аида» Дж. Верди, «Долина» Э. Д' Альбера, «Жидовка» Ф. Галеви, «Кармен» Ж. Бизе, «Князь Серебряный» П. Н. Триодина, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова. Преподавал в Харьковском институте музыкальной культуры (1926-1928 гг.; профессор, руководитель оперного класса), Московском музыкальном техникуме им. М. П. Мусоргского (1928-1930 гг.). Среди его учеников А. Н. Ульянов (в 1920 и 1925-1926 гг. пел в г. Перми), ставший в дальнейшем педагогом Ленинградской консерватории. Помогал многим молодым музыкантам, в т. ч. дирижеру А. М. Пазовскому и выдающемуся певцу М. О. Рейзену. В 1912-1919 гг. член Совета Всероссийского театрального общества (ВТО), делегат I Всероссийского съезда сценических деятелей. В 1928-1930 гг. заведующий оперным отделом Центропосредрабиса. С 1930 г. суфлер Большого театра. Награжден орденами «Герой Труда» (1923 г.) и «Знак Почета» (1937 г.). По инициативе И. С. Козловского состоялись вечера памяти А. Я. Альтшуллера в Московском Доме актера (6 июня 1951 г.) и в Центральном Доме работников искусств (1970 г.).