Степанова А. - актриса МХАТ (реж. В.Вульф ) 1985

Знаменитая актриса МХАТА Ангелина Степанова всегда следовала заповеди: «главное — театр, а остальное мимо, мимо»

Однажды Ангелина Иосифовна Степанова заметила: "Я свою биографию ни на какую другую не променяю". Выдающаяся актриса оказалась последней из больших актеров старого, давно уже не существующего Художественного театра...
Степанова пришла в театр в сезоне 1924-1925 года. Ее приход совпал с обновлением репертуара: в старые спектакли вводились новые исполнители. Станиславский шутил, что труппа состоит из "дедов" и "внуков". Разница между ними составляла тридцать лет. В первый раз она вышла на знаменитую сцену в сентябре 1924 года в "Царе Федоре Иоанновиче" А. Толстого в роли княжны Мстиславской.

Спектакль был памятный. Качалов первый раз в Москве играл роль царя Федора, а Станиславский - князя Ивана Шуйского. Роль молоденькой боярышни совсем не подходила актрисе, склонной, как показали школьные годы, к острой характерности, тем более что от нее требовалось повторять рисунок предшественниц. Но, несмотря на волнение, чужой рисунок, репетиции со Станиславским принесли свои плоды. На старой фотографии красивое нежное лицо в кокошнике, глаза приняли скорбное выражение и глядят с детской доверчивостью, тоненькие руки сжимают узорчатый платок...

Ангелина Иосифовна Степанова ушла из МХАТа в 1994 году. Она заболела, потом оправилась, но из театра твердо решила уйти. Новых ролей не было, старые спектакли, в которых она была занята, одряхлели. "Тартюф", поставленный Анатолием Эфросом, когда-то веселый и роскошно костюмированный (она играла госпожу Пернель), развалился, хотя она по-прежнему доставляла наслаждение зрителям чистотой слова. В "Серебряной свадьбе" Мишарина роль у нее была крохотная. На первых спектаклях "Московского хора" Петрушевской она замечательно сыграла героиню по имени Лика - жестко, с новым острым ощущением психологической правды, но после болезни играть Лику было уже тяжело. "В театре мне стало неинтересно", - заметила Степанова и подала заявление об уходе. Остаться ее никто особо не уговаривал. МХАТ остался без своей выдающейся актрисы.

Во МХАТе было прожито почти семьдесят лет. Как и большинство актеров второго поколения, она выросла в особой, мхатовской атмосфере. Воздух, которым она дышала, был насыщен общением с Немировичем-Данченко, Книппер-Чеховой, Качаловым, Вишневским, Лужским, Марковым. Станиславский был ее богом.

Театр забирал в ее жизни все. Она жила в состоянии тайного напряжения перед спектаклем, перед репетицией, которое разрешалось только на сцене или в репетиционном зале. Все желания вытеснялись, если впереди был спектакль или репетиция, все отбрасывалось в сторону, если это нужно было театру Судьба подарила Степановой МХАТ его лучших лет и привела во мхатовский порядок строй ее жизни раз и навсегда.
http://www.peoples.ru/art/theatre/actor/stepanova/