Николай Васильевич Петров — биография
Николай Васильевич Петров
Николай Васильевич Петров (1890-1964) — советский театральный режиссер, народный артист России[en] (1945), доктор искусствоведения. Знак зодиака — Рак.
С 1910 в Александринском театре (Санкт-Петербургский театр драмы, в 1928-33 художественный руководитель). Работал в Московском театре Сатиры, Московском театре имени Пушкина и др.
Среди постановок Николая Петрова: «Ярость» Е. Г. Яновского (1930), «Страх» А. Н. Афиногенова (1931), «Правда» А. Е. Корнейчука (1937).
Профессор ГИТИСа (с 1946). Государственная премия СССР.
Николай Петров родился 3 июля (21 июня по старому стилю) 1890 года в Екатеринбурге, в семье горного инженера. Окончил Вологодское реальное училище, в 1907 начинал актером в Вологодском драматическом театре. В 1908 поступил на курсы драмы А. Адашева, с 1909 – в группе сотрудников МХТ. Учился в режиссерском классе, руководимом Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко.
Как режиссер Николай Петров дебютировал еще на курсах программой кабаре (Сон советника Попова А.К. Толстого, Росмунда Л. Мунштейна, Сродство мировых сил К. Пруткова), поставил несколько номеров для балиевской «Летучей мыши».
В 1910 Николай Петров был приглашен А.Н. Лаврентьевым в Александринский театр помощником режиссера с ведением педагогической работы в школе сценического искусства при театре, поставил спектакли. "Тот, кто получает пощечины" Л. Андреева (1915), "Невеста" Г.Чулкова (1916). Одновременно выступал в «Доме интермедии» с песенками и куплетами под псевдонимом Коля Петер. Был одним из инициаторов создания «Бродячей собаки», где только в сезон 1911–1912 поставил 11 программ. В 1916 участвовал в создании и работе «Привала комедиантов».
В 1918 – режиссер Петрозаводского драматического театра, где кроме 36 постановок в театре Николай Петров осуществил постановки трех программ вечеров ночного кабаре «Таранта». В 1919 работал в Петрограде в Малом драматическом театре, затем в Костроме. В 1920–1921 – режиссер и актер петроградского театра «Вольная комедия» и созданного при этом театре кабаре «Балаганчик». Петров был постановщиком и исполнителем главной роли в пьесе Н. Евреинова "Самое главное".
С 1921 – режиссер, в 1928–1933 – директор и художественный руководитель Ленинградского академического театра драмы (бывш. Александринский). Николай Петров Поставил спектакли Фауст и "Город" Анатолия Луначарского, 1920; "Ночь" М. Мартине, 1922; "Идеальный муж" О. Уайлда, 1923; "Сарданапал" Дж. Байрона, 1924; "Яд" Луначарского (сорежиссер К.Хохлов), 1925; "Пугачевщина" К. Тренева (сорежиссеры Л. Вивьен, Хохлов), 1926; "Конец Криворыльска" Б. Ромашова, 1926; "Штиль" В. Билль-Белоцерковского, 1927; "Ревизор" Николая Гоголя, 1927; "Робеспьер" Ф. Раскольникова, 1930; "Страх" А. Афиногенова, 1931; "Горе от ума" Александра Грибоедова, 1932, и др. Участвовал в постановке массовых представлений в Петрограде «Торжество коммуны» (1919), «Взятие Зимнего дворца» (1920), «10 лет Октября» (1927).
В 1923–1924 Николай Петров поставил в «Свободном театре» "Мендель Маранц" Фридмана и "обозрение От Парижа до Лиговки" В. Шмитгофа (с участием Леонида Утесова). Осуществил постановки в быв. Мариинском театре опер Рихарда Вагнера "Тангейзер" (1923), "Риенци" (1923). В 1924–1925 руководил живой газетой «Станок» (11 программ).
В 1930 Николай Петров поставил в Ленинградском мюзик-холле спектакль "Условно убитый" Е. Рысса и В. Воеводина с участием Утесова и Клавдии Шульженко (композитор Дмитрий Шостакович). В 1933 перешел на работу в Харьковский театр русской драмы, поставил там спектакли "Ложь" Афиногенова (1933), "Чужой ребенок" В. Шкваркина (1933), "Вишневый" сад Антона Чехова (1934), "Далекое" Афиногенова (1935) и др.
В сезон 1937–1938 Николай Петров осуществил постановки пьес "Правда" А. Е. Корнейчука в Московском театре Революции, "Благочестивая Марта" Тирсо де Молина в БДТ, балета "Сердце гор" А. Баланчивадзе в Театре оперы и балета им. Кирова, пантомимы "Тайга в огне" Е. Кузнецова и Б. Бродянского (сорежиссеры Д. Альперов и В. Лебедев) в Ленинградском госцирке.
С 1938 по 1948 Николай Петров – главный режиссер Центрального театра транспорта, поставил спектакли "Комедия ошибок" Уильяма Шекспира (1939), "Машенька" и "Накануне" Афиногенова (оба 1941), "Женитьба Бальзаминова" Александра Островского (1944), "Хижина дяди Тома" А. Бруштейн по Бичер-Стоу (1948) и др.
В последующие годы Николай Петров поставил в Московском театре Сатиры спектакли "Мешок соблазнов" Марка Твена, 1948; "Пролитая чаша" Ван Ши-фу; "Потерянное письмо" Караджале (оба 1951, совместно с В. Плучеком); "Баня" Владимира Маяковского, 1953 (совместно с Плучеком и Сергеем Юткевичем) и др.
В 1956–1958 в Московском драматическом театре им. А.Пушкина Николаем Петровым осуществлены поставлены "Игрок" по Ф. Достоевскому, "Как важно быть серьезным" О. Уайлда, "Ураган" Цао-Юй. Петров так же ставил в Берлине ("Баня" Маяковского, Фольксбюне, 1958), в Софии ("Машенька" Афиногенова, "Памятные встречи" А. Утевского, Народный театр; "Молодой человек" Г. Мдивани и А. Кирова, Молодежный театр, 1945–1946).
С 1911 вел педагогическую работу в школе при Александринском театре, Ленинградском техникуме искусств, в ГИТИСе.
Награды и премии
Народный артист РСФСР (1945);
Сталинская премия первой степени (1948) — за постановку спектакля «Великая сила» Б. С. Ромашова;
Два ордена;
Медали.
Творчество Николая Васильевича Петрова
Поставленные спектакли
Александринский театр:
1922 — «Ночь» Мартине;
1923 — «Как важно быть серьезным» Оскара Уайльда;
1923 — «Идеальный муж» О. Уайльда;
1924 — «Сарданапал» Джорджа Гордона Байрона;
1925 — «Яд» Анатолия Васильевича Луначарского (совместно с Константином Павловичем Хохловым);
1926 — «Пугачёвщина» Константина Андреевича Тренёва (совместно с Леонидом Сергеевичем Вивьеном и К. П. Хохловым);
1926 — «Конец Криворыльска» Б. С. Ромашова;
1927 — «Штиль» В. Н. Билль-Белоцерковского;
1927 — «Ревизор» Н. В. Гоголя;
1927 — «Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова;
1929 — «Огненный мост» Б. С. Ромашова;
1930 — «Ярость» Е .Г. Яновского;
1930 — «Чудак» А. Н. Афиногенова;
1930 — «Рельсы гудят» В. М. Киршона;
1931 — «Страх» А. Н. Афиногенова.
Большой драматический театр:
1921 — «Синяя птица» Мориса Метерлинка;
1921 — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира;
1921 — «Рюи Блаз» Виктора Гюго;
1922 — «Земля» Валерия Яковлевича Брюсова.
Московский театр транспорта:
1940 — «Со всяким может случится» Б. С. Ромашова;
1941 — «Машенька» А. Н. Афиногенова.
Московский театр Сатиры:
1949 — «Мешок соблазнов» Н. Базилевского, В. Нейштадта (по мотивам произведений Марка Твэна);
1949 — «Роковое наследство» Льва Шейнина;
1950 — «Человек с именем» Д.Б. Угрюмова;
1951 — «Пролитая чаша» Ван Ши-фу (совместно с В. Н. Плучеком);
1952 — «Потерянное письмо» И. Л. Караджале (совместно с В. Н. Плучеком);
1953 — «Баня» В. В. Маяковского (совместно с В. Н. Плучеком и С. И. Юткевичем).
Харьковский театр русской драмы:
1933 — «Чужой ребёнок[en]» В. В. Шкваркина;
1934 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова;
1935 — «Далёкое» А. Н. Афиногенова.
Московский драматический театр имени А. С. Пушкина:
1956 — «Игрок» по Федору Михайловичу Достоевскому.
Прочие постановки:
1937 — «Правда» А. Е. Корнейчука (Московский театр Революции);
1947 — «Великая сила», Борис Сергеевич Ромашов (Малый театр, совместно с К. А. Зубовым);
1958 — «Баня» В. В. Маяковского (Берлинский театр «Volksbühne» нем. Freie Volksbühne Berlin).
Сочинения
Встречи с драматургами. — М., 1957;
50 и 500: [50 лет творческой деятельности и 500 постановок]. М.: ВТО, 1960. — 556 с.;
Режиссёр в театре. — М., 1961.
Николай Васильевич Петров скончался 29 сентября 1964 года в Москве. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, участок № 6.
Николай Васильевич Петров
Николай Васильевич Петров (1890-1964) — советский театральный режиссер, народный артист России[en] (1945), доктор искусствоведения. Знак зодиака — Рак.
С 1910 в Александринском театре (Санкт-Петербургский театр драмы, в 1928-33 художественный руководитель). Работал в Московском театре Сатиры, Московском театре имени Пушкина и др.
Среди постановок Николая Петрова: «Ярость» Е. Г. Яновского (1930), «Страх» А. Н. Афиногенова (1931), «Правда» А. Е. Корнейчука (1937).
Профессор ГИТИСа (с 1946). Государственная премия СССР.
Николай Петров родился 3 июля (21 июня по старому стилю) 1890 года в Екатеринбурге, в семье горного инженера. Окончил Вологодское реальное училище, в 1907 начинал актером в Вологодском драматическом театре. В 1908 поступил на курсы драмы А. Адашева, с 1909 – в группе сотрудников МХТ. Учился в режиссерском классе, руководимом Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко.
Как режиссер Николай Петров дебютировал еще на курсах программой кабаре (Сон советника Попова А.К. Толстого, Росмунда Л. Мунштейна, Сродство мировых сил К. Пруткова), поставил несколько номеров для балиевской «Летучей мыши».
В 1910 Николай Петров был приглашен А.Н. Лаврентьевым в Александринский театр помощником режиссера с ведением педагогической работы в школе сценического искусства при театре, поставил спектакли. "Тот, кто получает пощечины" Л. Андреева (1915), "Невеста" Г.Чулкова (1916). Одновременно выступал в «Доме интермедии» с песенками и куплетами под псевдонимом Коля Петер. Был одним из инициаторов создания «Бродячей собаки», где только в сезон 1911–1912 поставил 11 программ. В 1916 участвовал в создании и работе «Привала комедиантов».
В 1918 – режиссер Петрозаводского драматического театра, где кроме 36 постановок в театре Николай Петров осуществил постановки трех программ вечеров ночного кабаре «Таранта». В 1919 работал в Петрограде в Малом драматическом театре, затем в Костроме. В 1920–1921 – режиссер и актер петроградского театра «Вольная комедия» и созданного при этом театре кабаре «Балаганчик». Петров был постановщиком и исполнителем главной роли в пьесе Н. Евреинова "Самое главное".
С 1921 – режиссер, в 1928–1933 – директор и художественный руководитель Ленинградского академического театра драмы (бывш. Александринский). Николай Петров Поставил спектакли Фауст и "Город" Анатолия Луначарского, 1920; "Ночь" М. Мартине, 1922; "Идеальный муж" О. Уайлда, 1923; "Сарданапал" Дж. Байрона, 1924; "Яд" Луначарского (сорежиссер К.Хохлов), 1925; "Пугачевщина" К. Тренева (сорежиссеры Л. Вивьен, Хохлов), 1926; "Конец Криворыльска" Б. Ромашова, 1926; "Штиль" В. Билль-Белоцерковского, 1927; "Ревизор" Николая Гоголя, 1927; "Робеспьер" Ф. Раскольникова, 1930; "Страх" А. Афиногенова, 1931; "Горе от ума" Александра Грибоедова, 1932, и др. Участвовал в постановке массовых представлений в Петрограде «Торжество коммуны» (1919), «Взятие Зимнего дворца» (1920), «10 лет Октября» (1927).
В 1923–1924 Николай Петров поставил в «Свободном театре» "Мендель Маранц" Фридмана и "обозрение От Парижа до Лиговки" В. Шмитгофа (с участием Леонида Утесова). Осуществил постановки в быв. Мариинском театре опер Рихарда Вагнера "Тангейзер" (1923), "Риенци" (1923). В 1924–1925 руководил живой газетой «Станок» (11 программ).
В 1930 Николай Петров поставил в Ленинградском мюзик-холле спектакль "Условно убитый" Е. Рысса и В. Воеводина с участием Утесова и Клавдии Шульженко (композитор Дмитрий Шостакович). В 1933 перешел на работу в Харьковский театр русской драмы, поставил там спектакли "Ложь" Афиногенова (1933), "Чужой ребенок" В. Шкваркина (1933), "Вишневый" сад Антона Чехова (1934), "Далекое" Афиногенова (1935) и др.
В сезон 1937–1938 Николай Петров осуществил постановки пьес "Правда" А. Е. Корнейчука в Московском театре Революции, "Благочестивая Марта" Тирсо де Молина в БДТ, балета "Сердце гор" А. Баланчивадзе в Театре оперы и балета им. Кирова, пантомимы "Тайга в огне" Е. Кузнецова и Б. Бродянского (сорежиссеры Д. Альперов и В. Лебедев) в Ленинградском госцирке.
С 1938 по 1948 Николай Петров – главный режиссер Центрального театра транспорта, поставил спектакли "Комедия ошибок" Уильяма Шекспира (1939), "Машенька" и "Накануне" Афиногенова (оба 1941), "Женитьба Бальзаминова" Александра Островского (1944), "Хижина дяди Тома" А. Бруштейн по Бичер-Стоу (1948) и др.
В последующие годы Николай Петров поставил в Московском театре Сатиры спектакли "Мешок соблазнов" Марка Твена, 1948; "Пролитая чаша" Ван Ши-фу; "Потерянное письмо" Караджале (оба 1951, совместно с В. Плучеком); "Баня" Владимира Маяковского, 1953 (совместно с Плучеком и Сергеем Юткевичем) и др.
В 1956–1958 в Московском драматическом театре им. А.Пушкина Николаем Петровым осуществлены поставлены "Игрок" по Ф. Достоевскому, "Как важно быть серьезным" О. Уайлда, "Ураган" Цао-Юй. Петров так же ставил в Берлине ("Баня" Маяковского, Фольксбюне, 1958), в Софии ("Машенька" Афиногенова, "Памятные встречи" А. Утевского, Народный театр; "Молодой человек" Г. Мдивани и А. Кирова, Молодежный театр, 1945–1946).
С 1911 вел педагогическую работу в школе при Александринском театре, Ленинградском техникуме искусств, в ГИТИСе.
Награды и премии
Народный артист РСФСР (1945);
Сталинская премия первой степени (1948) — за постановку спектакля «Великая сила» Б. С. Ромашова;
Два ордена;
Медали.
Творчество Николая Васильевича Петрова
Поставленные спектакли
Александринский театр:
1922 — «Ночь» Мартине;
1923 — «Как важно быть серьезным» Оскара Уайльда;
1923 — «Идеальный муж» О. Уайльда;
1924 — «Сарданапал» Джорджа Гордона Байрона;
1925 — «Яд» Анатолия Васильевича Луначарского (совместно с Константином Павловичем Хохловым);
1926 — «Пугачёвщина» Константина Андреевича Тренёва (совместно с Леонидом Сергеевичем Вивьеном и К. П. Хохловым);
1926 — «Конец Криворыльска» Б. С. Ромашова;
1927 — «Штиль» В. Н. Билль-Белоцерковского;
1927 — «Ревизор» Н. В. Гоголя;
1927 — «Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова;
1929 — «Огненный мост» Б. С. Ромашова;
1930 — «Ярость» Е .Г. Яновского;
1930 — «Чудак» А. Н. Афиногенова;
1930 — «Рельсы гудят» В. М. Киршона;
1931 — «Страх» А. Н. Афиногенова.
Большой драматический театр:
1921 — «Синяя птица» Мориса Метерлинка;
1921 — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира;
1921 — «Рюи Блаз» Виктора Гюго;
1922 — «Земля» Валерия Яковлевича Брюсова.
Московский театр транспорта:
1940 — «Со всяким может случится» Б. С. Ромашова;
1941 — «Машенька» А. Н. Афиногенова.
Московский театр Сатиры:
1949 — «Мешок соблазнов» Н. Базилевского, В. Нейштадта (по мотивам произведений Марка Твэна);
1949 — «Роковое наследство» Льва Шейнина;
1950 — «Человек с именем» Д.Б. Угрюмова;
1951 — «Пролитая чаша» Ван Ши-фу (совместно с В. Н. Плучеком);
1952 — «Потерянное письмо» И. Л. Караджале (совместно с В. Н. Плучеком);
1953 — «Баня» В. В. Маяковского (совместно с В. Н. Плучеком и С. И. Юткевичем).
Харьковский театр русской драмы:
1933 — «Чужой ребёнок[en]» В. В. Шкваркина;
1934 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова;
1935 — «Далёкое» А. Н. Афиногенова.
Московский драматический театр имени А. С. Пушкина:
1956 — «Игрок» по Федору Михайловичу Достоевскому.
Прочие постановки:
1937 — «Правда» А. Е. Корнейчука (Московский театр Революции);
1947 — «Великая сила», Борис Сергеевич Ромашов (Малый театр, совместно с К. А. Зубовым);
1958 — «Баня» В. В. Маяковского (Берлинский театр «Volksbühne» нем. Freie Volksbühne Berlin).
Сочинения
Встречи с драматургами. — М., 1957;
50 и 500: [50 лет творческой деятельности и 500 постановок]. М.: ВТО, 1960. — 556 с.;
Режиссёр в театре. — М., 1961.
Николай Васильевич Петров скончался 29 сентября 1964 года в Москве. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, участок № 6.