Солоницын Анатолий - Чтобы помнили (вед Л.Филатов)

Анатолий (Отто) Солоницын. Чтобы помнили.
Участвуют: Светлана Солоницына, Лариса Солоницына, Алексей Солоницын, Маргарита Терехова, Вадим Абдрашитов и другие.

«Жизнь Анатолия поначалу складывалась так, как у многих провинциальных актеров. Трудно поверить, но его трижды не принимали в ГИТИС. Он в 1960-м он окончил студию при Свердловском драматическом театре, потом 12 лет мотался по театрам Свердловска, Минска, Новосибирска, Таллина. Потом попал в город, где жил его любимый писатель Федор Михайлович Достоевский. В Ленинграде Анатолий четыре года служил в Театре им. Ленсовета. Потом в жизни Солоницына появился Андрей Тарковский — его Главный Режиссер. И для Тарковского Солоницын с первой же совместной работы стал любимым актёром. А ведь все могло повернуться совсем иначе. На роль Андрея Рублева уже был утвержден великолепный актер Станислав Любшин. Но, несмотря на это, Солоницын — никому еще не известный актёр из Свердловска — узнав о готовящихся съемках, поехал в столицу счастья попытать. И, что называется, глянулся Андрею Арсеньевичу. Утвердить никому не известного актера на главную роль режиссеру стоило больших трудов. Его отговаривал даже Михаил Ромм, против были члены многочисленных художественных советов. Неожиданно кандидатуру Солоницына поддержали историки: из предложенных Тарковским двадцати фотопроб разных актеров ученые дружно указали на Солоницына...Писатель Алексей Солоницын рассказывал про своего старшего брата: «Анатолий воспринял эту работу, эту роль «как послушание, а высшей актёрской доблестью стал почитать точное выполнение замысла режиссёра».Создать образ гениального русского художника, каким видел его режиссер, было очень непросто. Зритель не видит Рублева с кистью в руке. Он вообще не совершает поступков, только созерцает, раздумывает, разговаривает с Феофаном Греком о самом важном — о Боге, о любви к людям.
Солоницын был готов ради Тарковского на любые жертвы. Когда режиссер позвал его на роль Гамлета в Ленком, он, не задумываясь, бросил театр Ленсовета и приехал в Москву. Гамлет получился удивительный, ни на какого другого не похожий. Это был печальный, все понимающий и предчувствовавший человек, готовый, как и Андрей Рублев, простить и пойти на любые жертвы, чтобы не допустить несчастья. Но уже был «продуман распорядок действий и неотвратим конец пути». И только оказавшись за пределами бренной жизни Гамлет-Солоницын поднимал всех погибших в этой страшной рубке и примирял их. Гамлет стал последней ролью Солоницына на сцене…

25-летний начинающий театральный актер написал когда-то в своем дневнике: «Никогда не знаешь, чего тебе больше всего не хватает в жизни, и только с годами начинаешь понимать – времени».
http://tarkovskiy.su/kino/Solonitchin.html