Обухова Варвара Александровна (12 августа 1901 - 16 февраля 1988), русская советская актриса. Народная артистка РСФСР. Актриса Малого театра c 1922 года (с перерывом).
В.А.Обухова – воспитанница Высших театральных мастерских при Малом театре, которые она окончила в 1925 году. Творческая биография актрисы тесно связана с Малым театром. Здесь ею сыграны роли: Елена («Сон в летнюю ночь» У.Шекспира), Липочка («Растеряева улица» по Г.Успенскому), Лидия («Варвары» М.Горького), Татьяна («Враги» М.Горького), Таня («Плоды просвещения» Л.Толстого), Василиса Перегриновна («Воспитаннца» А.Н.Островского), матушка («Любовь Яровая» К.Тренева), Анна Оношенкова («Васса Железнова» М.Горького), Графиня-внучка, Графиня-бабушка и княгиня Тугоуховская («Горе от ума» А.С.Грибоедова), миссис Эйнсфорд-Хилл («Пигмалион» Б.Шоу), Мария Николаевна («Крылья» А.Корнейчука), Матрена («Женитьба Бальзаминова» А.Островского), Бригс («Ярмарка тщеславия» У.Теккерея), Сваха («Власть тьмы» Л.Н.Толстого), Викторина («Мамуре» Ж.Сармана), Лидочка («Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина), Таня («Женитьба Белугина» А.Н.Островского), Аксюша («Лес» А.Н.Островского), Донна Анна («Каменный гость» А.Пушкина), Коринкина («Без вины виноватые» А.Н.Островского), Юм-Юм («Порт-Артур» Попова и Степанова), Генеральша Крахоткина («Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М.Достоевского), Горностаева («Любовь Яровая» К.Тренева), Г-жа Спасоевич («Доктор философии» Б.Нушича), Пискарева («Растеряева улица» по Г.Успенскому), Дуэнья Анны («Каменный хозяин» Л.Украинки), Старушка («Птицы нашей молодости» И.Друце), Старуха Кандаурова и Отавиха («Беседы при ясной луне» В.Шукшина), Матрена («Женитьба Бальзаминова» А.Н.Островского) и др. В.А.Обухова вела большую общественную работу. В годы войны была в составе фронтовых бригад. Обухова руководила Народным театром завода «Серп и молот», часто выезжала с шефскими концертами и выступала с рассказами об истории Малого театра и его актерах.
Нароков (нас. фам. Якубов) Михаил Семенович (14 (26).02.1879 – 25.06.1958) – актер, режиссер, народный артист РСФСР (1937). Сценическую деятельность начал в 1896 году в труппе П.А.Соколова-Жамсона в Мелитополе. В 1897-98 годах работал в Театре А.Н.Дюковой (Харьков) в 1899-1900 годах – в театре Н.Н.Соловцова в Киеве, в 1901 – 02 годах в Новом театре Л.Б.Яворской (Петербург), в 1906 – 07 годах в Товариществе новой драмы под руководством В.Э.Мейерхольда. В 1903 – 04 годах по приглашению М.Горького работал в театре Народного дома (Нижний Новгород). В 1909 – 10 годах работал в Театре В.Ф.Комиссаржевской. Разделяя судьбу многих провинциальных актеров, Нароков по 1-2 сезона служил в различных городах. В 1916-18 в Москве в театре Суходольской, в 1918 – в театре б. Корш (Дантон – «Смерть Дантона» Г.Бюхнера). В 1920 году вступил в труппу Малого театра, где работал до 1949 года (с 01.09.1920 по 16.11.1949 г.). Среди лучших ролей в Малом театре: Несчастливцев, Паратов («Бесприданница»), Кромвель («Оливер Кромвель» А.Луначарского), Веррина («Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера), Краснов («Грех да беда на кого не живет» А.Н.Островского, постановка М.Нарокова, 1926), Петрыгин («Скутаревский» Л.Леонова), Черных («Слава» В.Гусева), де Сильва («Уриэль Акоста» К.Гуцкова), доктор Таланов («Нашествие» Л.Леонова). Нароков обладал большим темпераментом, выразительной внешностью, величавой фигурой и бархатным голосом. В своих сценических образах стремился передать борьбу страстей в душах героев, трагические потрясения. Его исполнительская манера отличалась сдержанностью, внутренней силой. Автор театральных мемуаров «Биография моего поколения» (М., 1956).
В.А.Обухова – воспитанница Высших театральных мастерских при Малом театре, которые она окончила в 1925 году. Творческая биография актрисы тесно связана с Малым театром. Здесь ею сыграны роли: Елена («Сон в летнюю ночь» У.Шекспира), Липочка («Растеряева улица» по Г.Успенскому), Лидия («Варвары» М.Горького), Татьяна («Враги» М.Горького), Таня («Плоды просвещения» Л.Толстого), Василиса Перегриновна («Воспитаннца» А.Н.Островского), матушка («Любовь Яровая» К.Тренева), Анна Оношенкова («Васса Железнова» М.Горького), Графиня-внучка, Графиня-бабушка и княгиня Тугоуховская («Горе от ума» А.С.Грибоедова), миссис Эйнсфорд-Хилл («Пигмалион» Б.Шоу), Мария Николаевна («Крылья» А.Корнейчука), Матрена («Женитьба Бальзаминова» А.Островского), Бригс («Ярмарка тщеславия» У.Теккерея), Сваха («Власть тьмы» Л.Н.Толстого), Викторина («Мамуре» Ж.Сармана), Лидочка («Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина), Таня («Женитьба Белугина» А.Н.Островского), Аксюша («Лес» А.Н.Островского), Донна Анна («Каменный гость» А.Пушкина), Коринкина («Без вины виноватые» А.Н.Островского), Юм-Юм («Порт-Артур» Попова и Степанова), Генеральша Крахоткина («Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М.Достоевского), Горностаева («Любовь Яровая» К.Тренева), Г-жа Спасоевич («Доктор философии» Б.Нушича), Пискарева («Растеряева улица» по Г.Успенскому), Дуэнья Анны («Каменный хозяин» Л.Украинки), Старушка («Птицы нашей молодости» И.Друце), Старуха Кандаурова и Отавиха («Беседы при ясной луне» В.Шукшина), Матрена («Женитьба Бальзаминова» А.Н.Островского) и др. В.А.Обухова вела большую общественную работу. В годы войны была в составе фронтовых бригад. Обухова руководила Народным театром завода «Серп и молот», часто выезжала с шефскими концертами и выступала с рассказами об истории Малого театра и его актерах.
Нароков (нас. фам. Якубов) Михаил Семенович (14 (26).02.1879 – 25.06.1958) – актер, режиссер, народный артист РСФСР (1937). Сценическую деятельность начал в 1896 году в труппе П.А.Соколова-Жамсона в Мелитополе. В 1897-98 годах работал в Театре А.Н.Дюковой (Харьков) в 1899-1900 годах – в театре Н.Н.Соловцова в Киеве, в 1901 – 02 годах в Новом театре Л.Б.Яворской (Петербург), в 1906 – 07 годах в Товариществе новой драмы под руководством В.Э.Мейерхольда. В 1903 – 04 годах по приглашению М.Горького работал в театре Народного дома (Нижний Новгород). В 1909 – 10 годах работал в Театре В.Ф.Комиссаржевской. Разделяя судьбу многих провинциальных актеров, Нароков по 1-2 сезона служил в различных городах. В 1916-18 в Москве в театре Суходольской, в 1918 – в театре б. Корш (Дантон – «Смерть Дантона» Г.Бюхнера). В 1920 году вступил в труппу Малого театра, где работал до 1949 года (с 01.09.1920 по 16.11.1949 г.). Среди лучших ролей в Малом театре: Несчастливцев, Паратов («Бесприданница»), Кромвель («Оливер Кромвель» А.Луначарского), Веррина («Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера), Краснов («Грех да беда на кого не живет» А.Н.Островского, постановка М.Нарокова, 1926), Петрыгин («Скутаревский» Л.Леонова), Черных («Слава» В.Гусева), де Сильва («Уриэль Акоста» К.Гуцкова), доктор Таланов («Нашествие» Л.Леонова). Нароков обладал большим темпераментом, выразительной внешностью, величавой фигурой и бархатным голосом. В своих сценических образах стремился передать борьбу страстей в душах героев, трагические потрясения. Его исполнительская манера отличалась сдержанностью, внутренней силой. Автор театральных мемуаров «Биография моего поколения» (М., 1956).