Бабанова Мария Ивановна
(1900, Москва — 1983, там же), актриса, народная артистка СССР (1954). Училась в Коммерческом училище, некоторое время — на Высших женских курсах. В 1919 поступила в театральную студию, которой руководил Ф.Ф. Комиссаржевский. После его отъезда за границу перешла в руководимую В.Э. Мейерхольдом студию (Государственные высшие режиссёрские мастерские), которая после ряда реорганизаций вошла в состав Театра имени Мейерхольда. В 1922 была принята в труппу Театра Революции; в 1922—27 работала одновременно в двух театрах, а с 1927 и до конца жизни — в Театре Революции (с 1954 Московский театр имени Вл. Маяковского). Совместная работа с Мейерхольдом оказала огромное влияние на творческий путь актрисы. Полина в «Доходном месте» А.Н. Островского (1923), Марья Антоновна в «Ревизоре» Н.В. Гоголя (1926) и даже эпизодические роли, сделанные Бабановой под руководством Мейерхольда, становились событиями в театральной жизни Москвы. Среди лучших ролей, сыгранных в конце 1920-х — 30-е гг.: мальчик Гога («Человек с портфелем» А.М. Файко, 1928), Анка («Поэма о топоре», 1931), Колокольчикова («Мой друг», 1932), Маша («После бала», 1934, все Н.Ф. Погодина), Джульетта («Ромео и Джульетта» У.Шекспира, 1935), Диана («Собака на сене» Лопе де Веги, 1937). Классической стала роль Тани («Таня» А.Н. Арбузова, 1939), в которой наиболее ярко отразились особенности актёрской индивидуальности Бабановой: лиризм, эмоциональность в сочетании с актёрской выразительностью формы, точностью и строгостью стиля игры. Особую роль в сценическом облике Бабановой приобрело звучание её голоса — высокого и очень мелодичного.
С конца 40-х гг. играла нечасто. Среди ролей: Софья («Зыковы» М. Горького, 1951), Лидия Самойловна («Мария» А.Д. Салынского, 1970), Москалёва («Дядюшкин сон» по Ф.М. Достоевскому, 1971). Последняя роль — Жена в спектакле МХАТа «Всё кончено» Э. Олби.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/moscow/167/Бабанова
(1900, Москва — 1983, там же), актриса, народная артистка СССР (1954). Училась в Коммерческом училище, некоторое время — на Высших женских курсах. В 1919 поступила в театральную студию, которой руководил Ф.Ф. Комиссаржевский. После его отъезда за границу перешла в руководимую В.Э. Мейерхольдом студию (Государственные высшие режиссёрские мастерские), которая после ряда реорганизаций вошла в состав Театра имени Мейерхольда. В 1922 была принята в труппу Театра Революции; в 1922—27 работала одновременно в двух театрах, а с 1927 и до конца жизни — в Театре Революции (с 1954 Московский театр имени Вл. Маяковского). Совместная работа с Мейерхольдом оказала огромное влияние на творческий путь актрисы. Полина в «Доходном месте» А.Н. Островского (1923), Марья Антоновна в «Ревизоре» Н.В. Гоголя (1926) и даже эпизодические роли, сделанные Бабановой под руководством Мейерхольда, становились событиями в театральной жизни Москвы. Среди лучших ролей, сыгранных в конце 1920-х — 30-е гг.: мальчик Гога («Человек с портфелем» А.М. Файко, 1928), Анка («Поэма о топоре», 1931), Колокольчикова («Мой друг», 1932), Маша («После бала», 1934, все Н.Ф. Погодина), Джульетта («Ромео и Джульетта» У.Шекспира, 1935), Диана («Собака на сене» Лопе де Веги, 1937). Классической стала роль Тани («Таня» А.Н. Арбузова, 1939), в которой наиболее ярко отразились особенности актёрской индивидуальности Бабановой: лиризм, эмоциональность в сочетании с актёрской выразительностью формы, точностью и строгостью стиля игры. Особую роль в сценическом облике Бабановой приобрело звучание её голоса — высокого и очень мелодичного.
С конца 40-х гг. играла нечасто. Среди ролей: Софья («Зыковы» М. Горького, 1951), Лидия Самойловна («Мария» А.Д. Салынского, 1970), Москалёва («Дядюшкин сон» по Ф.М. Достоевскому, 1971). Последняя роль — Жена в спектакле МХАТа «Всё кончено» Э. Олби.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/moscow/167/Бабанова