Остужев Александр Алексеевич (настоящая фамилия Пожаров) (1874, Воронеж — 1953, Москва), актёр, народный артист СССР (1937).
В 1896 поступил на драматические курсы Московского театрального училища (ученик А.П. Ленского). С 1898 в Малом театре. Среди ролей: Ромео («Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1901), Незнамов («Без вины виноватые» А.Н. Островского, 1908). Несмотря на надвигающуюся глухоту (к 1910 Остужев потерял слух), он продолжал играть на сцене, выработав систему приёмов, которые давали ему возможность работать в театре. Вершина творчества Остужева — Отелло («Отелло» Шекспира, 1935) и Уриель Акоста («Уриель Акоста» К. Гуцкова, 1940). Остужеву была свойственна романтическая приподнятость исполнения; страстный пафос и темперамент сочетались в его искусстве с глубокой искренностью в передаче чувств. Характер героев Остужева находил выражение и в пластическом решении роли, и в приподнятости интонационного звучания удивительно красивого голоса.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/moscow/2294/Остужев
В 1896 поступил на драматические курсы Московского театрального училища (ученик А.П. Ленского). С 1898 в Малом театре. Среди ролей: Ромео («Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1901), Незнамов («Без вины виноватые» А.Н. Островского, 1908). Несмотря на надвигающуюся глухоту (к 1910 Остужев потерял слух), он продолжал играть на сцене, выработав систему приёмов, которые давали ему возможность работать в театре. Вершина творчества Остужева — Отелло («Отелло» Шекспира, 1935) и Уриель Акоста («Уриель Акоста» К. Гуцкова, 1940). Остужеву была свойственна романтическая приподнятость исполнения; страстный пафос и темперамент сочетались в его искусстве с глубокой искренностью в передаче чувств. Характер героев Остужева находил выражение и в пластическом решении роли, и в приподнятости интонационного звучания удивительно красивого голоса.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/moscow/2294/Остужев